Воскресенье, 28.04.2024, 19:34

                                                                                                                                                                                                   

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Главная | Донская порода - Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: Оника, Sunshine  
Форум » В мире спорта » Породы лошадей » Донская порода
Донская порода
horsefarmeДата: Воскресенье, 07.12.2008, 23:27 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1812
Репутация: 9
Статус: Offline
Награды Пол года на сайте За администраторский труд

Лошади донских степей

Донская - одна из старейших отечественных заводских пород. По своей самобытности и значимости для коневодства России она стоит в одном ряду с орловским рысаком. Но если орловский рысак был создан в сравнительно короткий промежуток времени и на основе почти исключительно завозного материала, то у донской породы глубокие российские корни, и совершенствовалась она веками. Далеко не сразу дончак из простого аборигена-степняка превратился в крупную и нарядную кавалерийскую лошадь.

Кони наших дедов

Истоки донской породы - на юге и юго-востоке России. По южнорусским степям, простиравшимся от Днепра до Волги и дальше на восток, издревле перекатывались волны кочевых племен и народов, а с ними табуны лошадей и стада скота. С XI по XV века в этих степях кочевали половцы, или кипчаки, выходцы из Средней Азии. В XIII веке в кипчакские степи вторглись орды Чингисхана. В дальнейшем татары смешались с половцами и практически стали одним народом; по имени своего правителя хана Ногая они стали называться ногайцами. Лошади ногайских татар монгольского корня смешались с половецкими, а затем испытали на себе воздействие восточной крови. Ногайские лошади были хорошо известны в Московском государстве: они попадали даже в царские конюшни. Ногайская лошадь и стала прародительницей казачьей лошади далекого прошлого.

История донской породы тесно связана с историей донского казачества. Первые упоминания о казаках относятся к XV веку. Триста лет спустя в русской армии сражались уже десятки тысяч казаков. Дальние военные походы, постоянные стычки с кочевниками, сидевшими на быстрых степных скакунах, - такова была их беспокойная жизнь, в которой всюду сопровождал казака добрый конь, преданный, «ветроногий», неутомимый друг.

Донская порода на протяжении своей истории испытала на себе влияние многих пород. Хорошо заметна в дончаке восточная кровь: персидских, турецких, карабахских лошадей казаки приводили из походов. Восточные породы наложили на донскую лошадь свою «золотую печать» - яркий золотистый оттенок масти - и придали ее экстерьеру своеобразие и нарядность. С середины XIX века на Дон стали поступать лошади отечественных верховых пород: орловской верховой, орлово-ростопчинской, стрелецкой. В этот период старая донская лошадь, еще тяготевшая к степным предкам, все больше превращалась в породу заводского качества. В XIX-XX веках оставили глубокий след в донской породе чистокровные лошади. Однако довольно суровые условия содержания и жесткие требования к казачьему, а позднее ремонтному коню способствовали формированию в породе исключительной однотипности.

В станицах по правому берегу Дона сложилась своеобразная форма ведения коневодства. Основой ее были конно-плодовые табуны, в которые кобылы и молодняк, принадлежавшие отдельным казакам, сводились для совместного содержания и воспроизводства. На период случки в табуны назначались жеребцы из числа особо отличившихся на военной службе или ценных трофейных. Со второй половины XVIII столетия началось освоение богатых левобережных степных просторов - Задонья. Эти места приходилось отвоевывать у кочевников. Первый конный завод в Задонье основал в 70-х годах атаман Платов, затем появились заводы Иловайских, Серикова, Кутейникова, Янова и многие другие. Росту их числа и поголовья способствовало положение о безвозмездном и неограниченном использовании под коневодство задонских степей, принадлежащих Войску Донскому. Однако формы содержания лошадей были крайне примитивными, действовал жесточайший естественный отбор.

В 1835 году «Войсковым положением» правила предоставления земельных участков были изменены. На 500 голов табуна предоставлялся участок в 1,5 версты вдоль реки и 5 верст в глубину степи. Была установлена арендная плата за одну лошадь - 15 копеек серебром в год. Теперь коневодство стало выгодным в основном крупным коннозаводчикам, располагавшим большими средствами, но такое положение способствовало качественному улучшению донской лошади.

В опубликованном в 1878 году «Списке частных конских заводов» Область Донского Войска занимала особое место: на ее территории находилось около половины верховых заводов Российской империи. Она была основным поставщиком верховой лошади на российском рынке. Самые крупные заводы располагались в Задонье, общее количество маток в них достигало 20 тысяч голов. Основными владельцами конных заводов в тот период были офицеры Донского Войска. Простые казаки содержали своих лошадей в плодовых табунах, насчитывавших в тот период 14,5 тысяч кобыл.

Новые правила о донском частном коннозаводстве, появившиеся в 1877 году, способствовали наплыву на Дон торгового капитала. Заводы казачьего дворянства начинают переходить к новым владельцам, бывшим ремонтерам, торговцам лошадьми и скотом. Появляются заводы Корольковых, Пишванова, Подкопаева, Букреева. Идет бурный рост конского поголовья. В 1910 году численность маток в Задонье составляла 32 тысячи голов.

Задонские коннозаводчики с успехом продемонстрировали ценные качества своих лошадей на Всероссийской конской выставке в Москве в 1910 году. Донская порода была признана таким же национальным достоянием, как и орловский рысак. Перед первой мировой войной задонское коннозаводство было основным поставщиком лошадей для регулярной кавалерии: дончаками комплектовалось около 40% ее конского состава.
Восстановленная заново

Войны и революции полностью разрушили и задонское, и станичное коневодство. От многотысячных табунов осталось лишь несколько сотен полуодичавших лошадей. К восстановлению донского коннозаводства приступили в конце 1920 года, но лишь через четыре года удалось собрать маточный состав для военных конных заводов. Никаких племенных записей, конечно, не сохранилось. Происхождение лошадей устанавливали путем опроса, по таврам бывших коннозаводчиков, ориентируясь по выраженности типа породы. После сортировки и типизации поголовья в 1926 году было сформировано 6 крупных конных заводов. Поголовье донских лошадей было сосредоточено в конном заводе им. Буденного. Небольшая группа маток некоторое время находилась в конезаводе им. Первой Конной армии. По состоянию на 1 января 1929 года маток донской породы было всего 209 голов!

Племенных жеребцов осталось очень мало, приходилось работать с тем, что было. Однако продуманное использование имевшихся производителей позволило заложить линии, которые существуют в породе и поныне. Так, современная линия Боливара восходит к золотисто-рыжему Буяну, рожденному в 1916 году в конном заводе С.Воеводина, основатель другой линии Барвинок - потомок рожденного в 1918 году золотисто-бурого Бордо. Большинство жеребцов-продолжателей линий родилось в конезаводе им. Буденного. А вот продолжателей линий Забавника I и Челна получил коннозаводчик П.Л.Лопаткин, который в период столыпинских реформ ушел с Дона в Киргизию вместе со всем своим имуществом. Во время национализации он передал государству все племенное поголовье лошадей и овец. Лопаткинские лошади стали основой Нарынского конезавода, а потом были переведены в Иссык-Кульский завод.

И все же на первых порах донской породе страшно не повезло. В среде кавалеристов, а в военных конных заводах их было немало, большой популярностью пользовались английские чистокровные и полукровные лошади. Донских лошадей стали рассматривать лишь как сырье для получения полукровок. Лучшие донские кобылы крылись жеребцами чистокровной верховой породы, донские жеребцы использовались на беспородных ремонтных кобылах. К счастью, этот процесс успели вовремя остановить. С 1930 года отношение к донской породе круто меняется: приоритетным направлением в работе с ней становится чистопородное разведение.

Однако маятник качнулся в противоположную сторону: чистопородность стали возводить в абсолют. Для донской породы это, как и любая крайность, могло оказаться не меньшим бедствием. Отсекался ценный генофонд: ведь многие из лучших донских кобыл почти весь приплод оставили от чистокровных или полукровных жеребцов. Возвращать этот генофонд в донскую породу приходилось путем возвратного скрещивания с донскими жеребцами. Лошадей с 1/4 крови по чистокровной верховой породе на первых порах отнесли к буденновской породе. После некоторого колебания в донскую породу все же допустили лошадей с 1/8 английской крови, и опыт последующей работы подтвердил правильность такого решения.

Первый том Государственной племенной книги лошадей донской породы, составленный А.Ф.Басовым, был издан в 1934 году. В 1939 году выходит книга Л.В.Каштанова «Донская лошадь»: в ней тогдашний начкон конезавода им. Буденного подробно излагает историю возникновения и развития донского коневодства, дает характеристику состояния донской породы на тот период и намечает пути ее дальнейшего развития.

Уже в довоенные годы начался достаточно быстрый рост численности породы сначала в Ростовской области, а затем и в прилегающих южных и юго-восточных регионах европейской части России, в Казахстане и Киргизии. К концу 40-х - началу 50-х годов донских лошадей разводили уже в 32 конных заводах. Дончаки проявили удивительную способность к акклиматизации в различных условиях, от южнорусских степей до предгорий Тянь-Шаня и Алтая, и стали основным улучшателями верховых рабоче-пользовательных лошадей на всей территории Советского Союза. Донская порода использовалась при выведении кустанайской, новокиргизской и кушумской пород лошадей.

Масштабное сокращение всего конского поголовья, которое произошло в середине 50-х годов, затронуло и донскую породу: большинство конных заводов было преобразовано в многоотраслевые совхозы. Некоторые из них сохранили конефермы, но уровень племенной работы, технология содержания лошадей резко ухудшились. И это при том, что дончаки находили широкий спрос как улучшатели верховых рабоче-пользовательных и табунных лошадей. К концу 50-х - началу 60-х годов донская порода по численности занимала второе место после рысаков: общее ее поголовье исчислялась сотнями тысяч. Однако количество лошадей, происхождение которых подтверждалось записями в государственных племенных книгах, было несравненно меньше. Фактически работа с породой замыкалась в четырех конных заводах: им. Буденного и Зимовниковском в Ростовской области, Иссык-Кульском в Киргизии, Луговском в Казахстане, а также нескольких племенных конефермах в Ростовской области.
«Кровный» вопрос

Первые пять жеребцов английской чистокровной породы появились на Дону в 1813 году, в заводе атамана Платова. В течение всего XIX века количество английских производителей было невелико, невелико поэтому было и их влияние. Однако с начала XX века положение стало меняться. Дело в том, что с развитием задонского товарного коннозаводства уровень работоспособности у донских лошадей стал постепенно, но неуклонно снижаться. Коннозаводчики, отдавая должное типичности, породности и нарядности донских лошадей, отмечали у них серьезные экстерьерные недостатки. Причина проста: ни жеребцы, ни, тем более, кобылы, никак не оценивались по рабочим качествам. В этом было серьезное отличие от системы разведения в казачьих плодовых табунах, когда для воспроизводства использовались жеребцы, хорошо проявившие себя на воинской службе.

Армии же теперь требовалась лошадь более резвая, с хорошими движениями. Быстро получить такую лошадь можно было, используя скрещивания с английскими чистокровными лошадьми. Приток их на Дон резко возрос. По данным «Справочника частных конных заводов» за 1904 год, все конные заводы западной части Задонья имели если не чистокровное, то обязательно полукровное отделение. Чистокровные верховые жеребцы стояли и в Провальском войсковом конном заводе, созданном для обслуживания казачьего коневодства жеребцами-производителями. Влияние английской крови на донскую породу ограничивалось только примитивными условиями выращивания молодняка.

В начале XX века в Ростове, Новочеркасске, Великокняжеской (ныне город Пролетарск) появились скаковые общества, однако для донских лошадей испытания не носили систематического характера. Когда в 1924 году скачки на ипподроме в Ростове-на-Дону были возобновлены, цель их проведения была сформулирована четко: в племенной состав должны поступать производители и матки, не только отобранные по экстерьеру, но и проверенные по внутренним качествам.

Со временем донские лошади стали испытываться не только на Ростовском, но и на Алма-Атинском, Фрунзенском, Сальском и Чолпон-Атинском ипподромах. Этот способ выявления работоспособности донских лошадей постоянно вызывал споры, у него были и свои убежденные сторонники, и непримиримые противники. Однако многолетний опыт показал, что скачки - это практически единственный реальный способ выявления работоспособности у лошадей отечественных верховых пород. В качестве альтернативы были разработаны и дали неплохие результаты на практике другие системы тренинга и испытаний, но они не прошли проверку временем. И не потому, что они были плохи и не отвечали поставленным целям: просто ипподромная система испытаний зрелищна, имеет экономические преимущества и давние традиции в районах верхового коневодства. Благодаря селекции на основании сведений о скаковой работоспособности удалось значительно улучшить не только качество движений донских лошадей, но и строение конечностей.

Дончак сегодня

Но все же состояние породы позволило к началу 60-х годов планировать ее использование в будущем, в первую очередь в массовом конном спорте, прокате, туризме. Целенаправленная племенная работа дала свои плоды. Были преодолены последствия массового скрещивания с чистокровной верховой породой. Донские лошади, выращенные в конных заводах, отличались типичностью, нарядностью, одновременно неприхотливостью и хорошим здоровьем. Они могли удовлетворить спрос и на очень крупную лошадь до 170 см в холке, и на лошадь среднего роста до 159 см в холке. Теперь сложились все предпосылки для решения следующей очень важной задачи - улучшения качества движений на всех аллюрах. С 1962 года все четыре конных завода начали работать в этом направлении и к началу 70-х уже добились положительного эффекта.

Однако сама идея использования донских лошадей в массовом конном спорте далеко не всеми была воспринята с энтузиазмом. В то время имело место скептическое отношение к использованию в спорте не только дончаков, но и буденновцев. Многие, главным образом чиновники от коневодства, видели в дончаках лишь улучшателей рабочих и табунных мясных лошадей в восточных районах СССР. Сначала, вопреки мнению специалистов конных заводов, ипподромов и ВНИИ коневодства, в 1977 году был наложен запрет на вводное скрещивание, потом начались атаки на испытания донских лошадей в гладких скачках. В конце 1983 года из Главконупра МСХ СССР поступило распоряжение о прекращении испытаний донских лошадей на ипподромах страны. Донские лошади ушли с ипподромов, а одновременно и из поля зрения всей коневодческой общественности.

После распада СССР племенное ядро породы сократилось почти в два раза. За пределами России оказались Луговской и Иссык-Кульский конезаводы. Отпал и весь восточный рынок. Впервые за многие годы конные заводы стали испытывать трудности с реализацией лошадей, что повлекло за собой сокращение донского поголовья на племенных конефермах. Так недальновидность чиновников в прошлом обернулась большими проблемами сегодня.

Современная донская лошадь обладает качествами, которые позволяют ей найти широкое применение и сегодня. Недорогая, многоцелевого назначения лошадь пока не вошла в широкий обиход нашей жизни, но первые ростки этого явления вполне ощутимы. Красивая, сильная, отзывчивая на доброе отношение, неприхотливая в содержании и кормлении, обладающая крепкой конституцией и отменным здоровьем - такой лошади легко найдется место и в детской конноспортивной школе, и в крестьянском хозяйстве, она прекрасно подойдет и для верховых прогулок, и для иппотерапии.

Донская порода - это наша гордость, наша история. Обидно, что сегодня она, как и многие другие отечественные породы, оказалась в тяжелом положении: донского коня и не найдешь нигде, кроме как непосредственно в конных заводах. Порода держится и прогрессирует лишь благодаря энтузиазму людей, причастных к ее судьбе, их острому чувству ответственности, ясному пониманию того, что время все расставит по своим местам.

Марина КИБОРТ, канд. с.-х. наук,
старший научный сотрудник ВНИИ коневодства

Экстерьер донской лошади: прошлое и настоящее

Вот как в середине XIX века формулировались требования к жеребцам, допускаемым к случке в станичные табуны и в конные заводы: «Голова небольшая, но сухая, лоб прямой, уши острые, недлинные, нешироко поставленные, шея пропорционально длинная, без кадыка, грудь широкая, лопатка отлогая, холка возвышенная, спина короткая, крестец длинный, ноги правильные, сухие, костями широкие, связки плотные, мышцы в плечевых суставах плотные и твердые, окорока объемистые и мускулистые, задние колена (скакательный сустав) широкие, плоские и сухие, бабки хорошо поставленные, не совсем прямые и не слишком свислые, копыта упругие, легкие. Тело вообще плотное, мускулистое, шерсть лоснящаяся, гладкая, короткая, нежная, волосы на гриве и хвосте тонкие и легкие. Вообще лошадь должна быть глубока в подпружной части, не высоконога, костиста, суха телом, иметь свободное дыхание, выказывая под кожей клетчатую сеть нервов и жил. Все сии достоинства могут составить тогда только совершенную лошадь, когда они будут находиться в надлежащей между собой гармонии, а потому соразмерность частей лошади есть первое основание к заключению о ее качествах, и без такой соразмерности никакая красота отдельных частей не может заслуживать уважения. Прямое следствие соразмерности лошади есть правильность ее движений».

Что ж, наши предки знали толк в экстерьере лошади. Образцом для них служила восточная лошадь с ее легкой головой, сухостью и в то же время широкотелостью, тонкой кожей, малой оброслостью гривы и хвоста. Подробное описание конечностей говорит о том, сколь важны были верховые качества лошади.

Селекция в донской породе всегда велась по комплексу признаков. В советское время на первых этапах очень остро стояла проблема крупности. Судя по отдельным экземплярам, генетический запас крупности в породе был, но его нужно было закрепить и распространить. Высота в холке у кобыл конезавода им. Буденного в 1934 году в среднем составляла 155,4 см, сегодня она поднялась до 164 см. При этом современные дончаки сохранили присущие породе костистость, широкотелость и удлиненность формата. Они не только породны, гармонично сложены, нарядны, но и неприхотливы, прекрасно переносят табунное содержание. В прошлом среди донских лошадей иногда встречались гнедые и даже серые, но сегодня они практически исключительно рыжие и бурые.



Админ должен все знать.
 
horsefarmeДата: Суббота, 17.01.2009, 01:00 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1812
Репутация: 9
Статус: Offline
Награды Пол года на сайте За администраторский труд

Ольгия, спасибо огромное!Ты просто ценный матерьял всегда находишь!
Представитель породы шикарный! Какой гребень! Красавец!



Админ должен все знать.
 
ОльгияДата: Вторник, 20.01.2009, 22:00 | Сообщение # 3
Профи
Группа: Друзья
Сообщений: 138
Репутация: 3
Статус: Offline
Награды

Очень активный участник Респект!
БРУЧ, з-рыж. жер., 2000г.р. (Бизон - Челеста) рожден в к/з им. Буденного.

Абсолютный чемпион Эквироса 2006 г.

Добавлено (20.01.2009, 22:00)
---------------------------------------------

 
fireflyДата: Вторник, 20.01.2009, 23:35 | Сообщение # 4
Мастер-класс
Группа: Друзья
Сообщений: 476
Репутация: 6
Статус: Offline
Награды

Очень активный участник Пол года на сайте КМС по стрельбе из лука Пневмострельба
Да уж,истинный представитель своей породы) happy

Если всадник без головы,то лошади приходится думать за двоих
 
RossiДата: Среда, 21.01.2009, 10:48 | Сообщение # 5
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 130
Репутация: 4
Статус: Offline
Награды
Активный участник Больше года на сайте
Классные лошади, я когда-то ездила на дончаке, супер, всегда себе хотела лошадь такой породы, а купила орловца, да уж жизнь непредсказуемая штука! wink
 
ОльгияДата: Среда, 28.01.2009, 22:40 | Сообщение # 6
Профи
Группа: Друзья
Сообщений: 138
Репутация: 3
Статус: Offline
Награды

Очень активный участник Респект!
Золото Великой Степи

Статья опубликована в журнале "Гиппомания" №5/07

Под черным небом и синими звездами стояла машина. Посреди пустоты. Вокруг был и только ломкая трава, растрескавшаяся земля и абсолютная, первобытная тишина и темнота. Машина была инородным телом, странным включением в этой древней степи. А степь была такой же, как незнамо сколько веков назад. Пыль земли этой скрывала следы прошедших когда-то лошадей, носивших скифов, ногайцев, ойратов, арабов, половцев, казаков и многих других — только земля о них и знала...

Воздух был густой и горячий. Пахло дыней. Возле машины стоял стол, два человека сидели, откинувшись на спинки стульев, и смотрели на звезды. Третий человек лежал на земле, опершись на руку и глядя в глубокую темноту. Молчание было долгим, но никого не тяготило, как бывает у друзей. Один из сидевших вдруг сказал: «Я в жизни моей не видел столько звезд... я не хочу отсюда уезжать...» Второй откликнулся, нарушив романтический настрой: «Кажется, за последние несколько дней ты столько повидал того, чего не видел сроду!» Фразы были сказаны на языке, которого степь еще никогда, пожалуй, не слышала... Лежащий на земле только довольно улыбнулся, перевернувшись на живот, щекой в колкой траве, раскинув руки в стороны, как будто стараясь вобрать животворную силу Великой Степи...

Из письма другу:

«Лето продолжалось нескучно: мои приятели получили визу, и мы сорвались на их фургоне через всю Европу в калмыцкие степи.

Приключений было море, жара там стояла +45 градусов в тени, пыльные бури, мерзкие пограничники, еще более мерзкие гаишники, спанье на полу в фургоне, придорожные харчевни и тому подобное. Но все это сгладилось шикарными конями. От коней французы (коннозаводчики с 20-летним стажем) были в оторопи. Представь только: приезжают в тьму-таракань, где электрические столбы уже кончились давно, где кони выращены по экстенсивному методу без всякого зерна и премиксов — круглый год в степи, и там им выводят несколько десятков коней ростом под 170, сделавших бы честь любому немецкому керунгу...

И вдобавок такие великолепные ситуации, как: на вопрос «А где у вас следующий табун?» тебе серьезно отвечают: «Да тут, неподалеку!» и ты едешь 36 км (!) по степи, прямиком, без каких-либо понятных ориентиров. Пастбища — на десятки тысяч гектаров. Приятели-французы выглядели то сильно восторженными, то глубоко задумчивыми.

А еще был забавный момент. Остановились мы прямо посреди степей на ночевку, спим в фургоне. До ближайших человечьих стойбищ километров ...цать. В час ночи я просыпаюсь от непонятного царапанья по номерному знаку машины. Потом стали шкрябать по двери. Я противным голосом осведомляюсь, кого нелегкая принесла. Ответ: «Здравствуйте, вас беспокоит участковый Владимир Васильев, предъявите ваши документы!» Серьезно... Тихо ругаясь, впрыгнули в штаны, откопали паспорта и выползли знакомиться. Калмык-милиционер был заинтригован, увидев с дороги в свете фар своей «Нивы» посреди степи странный фургон с диковинными номерами. Никак не хотел поверить, что французов занесло в его края. И еще битый час с воодушевлением рассказывал — с подробными рисунками и планами проезда — о достопримечательностях родного края. Это в час ночи. Французы, ничегошеньки не понимая, честно стояли рядом, кивали головами и криво улыбались, отчаянно пытаясь не зевать. Хороший милиционер.»

Началась эта история полтора года назад, во время рейда «Мирабель» во Франции... Хотя нет, на самом деле началось все гораздо раньше, когда я заинтересовалась донской породой, познакомилась с ребятами из клуба «У Иваныча» и с самим легендарным Иванычем, проехала пробег на дончаке. Потом ребята приехали смотреть, как проходят пробеги во Франции — на рейд «Мирабель», в котором участвовал мой приятель со своим берберийцем. Вечером состоялся совместный ужин, за которым речь шла только о конях и пробегах. Конечно, и о дончаках. Друг мой смотрел фотографии, слушал рассказы, задавал вопросы, и глаза его загорались все сильнее. Друг — такой бывалый конник — у Люраши работал, 10 лет конных спектаклей, чемпионил в TREC *е, побеждал в пробегах... И своя племферма лошадей берберийской породы много лет , и должность вице-президента союза коннозаводчиков пробежных лошадей. Буквально через несколько дней, когда ребята уже уехали, он позвонил и сказал: «Дело есть, надо поговорить. Я ждал таких коней всю жизнь».

С этого момента началась разработка плана, цель которого образно можно выразить старой песней ( чуть поменяв слова):

По парижской мостовой

Кони шли на водопой.

Шли, потряхивая гривой,

Кони-дончаки.

Распевает верховой:

«Эх, ребята, не впервой

Нам поить коней казацких

Из чужой реки».

Очень нам хочется, чтобы золотые донские кони прошли по улицам Парижа в традиционном ежегодном конном параде, чтобы блистали на парижских (и не только!) выставках, как бывало это в прошлом. И к выставочным медалям чтобы добавились медали спортивные. Ибо порода эта многогранна, талантлива, удивительна. Это Золото России.

Год мы потратили на то, чтобы подготовить все необходимое для будущих эмигрантов. И поехали в степи, как только смогли.

Из письма другу:

«Жарко, очень жарко. Август, разгар лета. Дождя не было с апреля. Степь — по-настоящему золотая, трава под ногами хрустит, небо пронзительной синевы. Двигались на юго-восток ну ооочень медленно. Тормозили всякий раз, увидев в отдалении вспыхнувшее золотом пятно (или пятна). Пятна почти всегда оказывались необщительными и убегали. Оставалась только фотография на память.

Лошадиных статуй там полно. Их фотографировать легче, стоят на месте. Тачанка у выезда из Ростова, потом у каждого конезавода свои железные кони, и где-то возле Сальска еще конь с красноармейцем — самые романтические . К онь этот вообще в каком-то ошейнике , как будто... кордео : казаки уже тогда НХ знали, ага... Какие-то другие они по духу, чем в Европе, памятники эти. Лошадь показана сама по себе, как самоценная величина. Или же человек с лошадью рядом. Ну, тачанка понятно, там кони запряжены, но и то — кони красивы сами по себе, несут, как говорят художественные критики , « идейную нагрузку», даже если бы не было ни людей, ни упряжи. А европейские конные статуи сделаны так, что главный из двоих — человек верхом... лошадь вторична. Убери человека — смысл потеряется».

Побывали последовательно в трех крупных конезаводах: Зимовники, Буденного, Октябрьский (его больше знают по имени руководителя — Владимира Надмидова). Посмотрели лошадей у частников, по мелким хозяйствам. По вечерам обсуждали увиденное. Первое впечатление было — восторг, потрясение, преклонение перед русскими коннозаводчиками и селекционерами, создавшими это золотое чудо. Сначала взахлеб фотографировали, умилялись и пытались погладить всех подряд. Потом начался детальный осмотр.

Из письма другу:

«Не знаю, байка это или нет... Мне кажется — правда. Рассказывал работник к/з им. Буденного. К ним приехал покупатель, немец. Ему показали всех, что на отделениях стоят в работе. Потом повезли в табуны, сказали: покажем вам молодняк на пастбищах. Посадили в «восьмерку», довезли до конца асфальта — начала пастбищ. Сменили машину на «буханку», ясное дело. Едут. Еще едут. Уже час едут. Немец проявляет беспокойство и усиленно крутит головой по сторонам. На горизонте показались первые лошади. Немец вперился в них взглядом. И спрашивает: «А где ПАСТБИЩА, где ОГРАЖДЕНИЯ?» — «Да вот, — говорят, — пастбища же. А какие ограждения? Нету...» Ага, он бы еще про электропастух спросил. Чтобы степь огородить, тысячи гектаров. Он, видать, пастбища и левады посчитал за одно и то же. Что с него взять? Одно слово — немец . С о времен Петра Первого так называли иностранцев, не говорящих по-русски и ничего не смыслящих в русской жизни.

Вообще все это миф —- о европейском качественном выращивании. Все эти премиксы, солярии, мази, мюсли, принудительный тренинг и прочее — не более чем ухищрения от невозможности дать коням то, что они имеют в полной мере в степях. Главное — движение, а в европейских левадках молодняку не дать той свободы, той физической нагрузки, какую имеют их донские и буденновские собратья. У рыжих дневной маршрут по степным просторам составляет 25-35 км. Еще надо учесть солнце и совершенно особый состав травы и воды, экологически чистую природу. Поэтому вырастают кони с крепчайшим костяком, обмускуленные, ростом в холке часто под 170 даже без зерна.»

Какие качества были особо отмечены: удивительная легкость и правильность движений, великолепные углы, отличные пропорции, грация, чувство собственного достоинства и интеллигентность, контактность. Огромное впечатление произвели суставы — их строение и объем, сухожилия — их сухость, объем, и пропорции между объемом сустава и объемом пясти. Всех «согласившихся» на промеры коней — промерили. Как сказали французы — у европейских лошадей таких пропорций нет. А эти коннозаводчики знают, о чем говорят, предметом владеют. О копытах вообще отдельная песня: друг — профессиональный коваль — приставал ко всем встречным лошадям с просьбой дать лапку, чтобы посмотреть, что там на подошве. Был потрясен идеальной формой копыт, стрелок, крепостью копытного рога.

Взяли землю и воду на анализы. Набрали целый гербарий местных травок — тоже изучать. Трудно будет во Франции обеспечить дончакам аналогичный баланс минералов и витаминов... да и солнца не в пример меньше, чем в степях. Самый лучший вариант, конечно — чтобы жеребята в степи росли до 2,5 - 3 лет, а мы бы их потом уже брали в тренинг.

Из письма другу:

«Французам трудно было понять ситуацию с донской породой. Почему дончаки на грани исчезновения. Особенно непонятно стало после того, как они убедились в качестве лошадей. И было им грустно... В одном конезаводе дончаки — пасынки, держат их там только для статуса, а любят чистокровок. В другом заводе такая проблема с кадрами, что даже на российские выставки некому коней везти... Все по старинке, руководители старой закалки, привычки тех времен, когда не надо было стараться продать. Так дядьки до сих пор и сидят, и ждут, пока к ним приедут и коней купят. А не приезжают. Потому что выросло новое поколение конников … И м в уши дуют про немецких лошадей, в рекламу которых вложено немеряно, которые стоят в конюшнях, до которых рукой подать. Молодые конники про дончаков порой и не слыхали, или представляют их похожими на монгольских лошадок... И желающих ехать за тридевять земель — мало, да и как может средний любитель выбрать коня из табуна? Банально — он не сумеет. Надо, чтобы коня вывели, чтобы он уже седло знал, — так можно оценить. Опять упираемся в проблему кадров — некому там молодняком заниматься. И что просто сердит — россияне не едут. А кто ж тогда покупает? Оказывается, не лень за сто верст киселя хлебать — кому? Немцам… монголам... китайцам.. .голландцам... вот теперь французы тропинку протаптывают. Может, это и хорошо, лошади хоть на колбасу не пойдут, да вот — «за державу обидно»...»

Дончаки — очень любопытные и добродушные создания. В заводских табунах золотистые кони прибегали, обступали вокруг, ушки домиком, тянули носы, стояли совсем близко, и при этом время от времени выясняли отношения между собой с размахиванием ног. В жеребцовых конюшнях удалось пообщаться с производителями. Так приятно: заходишь в денник, а жеребец не лазит по карманам (то есть не рассматривает тебя как просто подателя еды, да и вообще не приучены они там к лакомствам), а предлагает пообщаться «как конь с конем» — трется головой о плечо, бодается, подставляет шею и холку для почесушек. Все жеребцы очень дисциплинированно вели себя на выводке, исключением стал только обладатель забавной клички Газолин: он не любит корду, улучил момент и сбежал, и продемонстрировал нам всем тааакие движения на свободе! «Дончак — птица гордая» летал по газонам вокруг под наши ахи-ох и, пока не уткнулся в ограждение кобыльей левады и не начал завлекать дам. Тут - то его и поймали. Французы сделали пометку в своем блокноте: к кличке «Газолин» дописали приставку « т урбо».

В еликолепный подарок сделал нам Владимир Васильевич Надмидов. Он показал свои страстно любимые табуны на необъятных просторах диких степей. Табун в 200 голов... где вы еще такое увидите? Золото коней по золоту степей и синее небо. Издали сверкают, вблизи переливаются, перетекают с места на место и сливаются вместе золотые потоки... дух захватывает, незабываемое зрелище. Заглушить мотор, сесть на землю и смотреть на всю эту красоту — как будто и не в 21-м веке живем, и нет никаких самолетов и компьютеров. Можно приложить ухо к земле и услышать звук копыт идущего табуна — так в древние времена слушали степь кочевники, предки наши. Может, поэтому так бьется сердце от вида степных просторов, стука копыт, запаха травы и прикосновения суховея, что дремлет в нас генетическая память, и будит ее Великая Степь, откуда родом и мы, и лошади, и где впервые предки наши сели верхом.

Французы не хотели уезжать. Эти несколько дней, проведенных в степях среди донских коней, стали для них откровением, поворотным пунктом в жизни. Я не сомневаюсь, они вернутся, и не раз.

Возвращаясь во Францию через Москву, заехали мы к Сергею Ивановичу Кокореву. Как же не повидать! Как заведено для гостей — баня, плов, теплая компания. Правда, на этот раз плов запивался французским шампанским — такое вот оригинальное сочетание. Тема разговора — тоже как заведено — дончаки и пробеги. Засиделись допоздна, а утром встали ни свет ни заря. Иваныч с Настей уже поседлали коней. В розовом рассветном тумане выехали в поля. Старая гвардия Иваныча — Гудзон, Заботливый, Бригадир, Зейгер, Предлог — были преисполнены серьезности, как будто понимали свою миссию и ответственность — они же должны были показать иностранцам за всю породу, что такое настоящие тренированные донские кони!

Французы были молчаливы, сосредоточены на ощущениях. Обычный тренировочный маршрут прошли в легком темпе, успевая любоваться излучинами реки, жемчугом росы на изумрудной траве, золотым блеском шерсти коней. Когда вернулись на базу и спешились, французы сказали следующее: «Ничего не понятно. Впечатление, как будто в люльке и еле-еле едешь. Однако стоит посмотреть, с какой скоростью пролетают мимо кусты, деревья и чертополох — понимаешь, что едешь очень... ОЧЕНЬ быстро!»

И добавили, что дончаки Иваныча оставляют впечатление огромной мощности, спокойствия и надежности.

Из письма другу:

«Представляешь, у людей точки отсчета или критерии сменились, они вернулись домой и через пару дней звонят и жалуются, мол, невыносимо смотреть на малорослых серых арабчиков на соревнованиях, и совсем уж тоска — обозревать собственные пастбища всего лишь до опушки леса в 500 метрах! Хотя раньше были всем вполне довольны. Из гербария вытащили пучок степной травы, поставили на стол и бегают нюхать тайком друг от друга. Напечатали фотографии дончаков, оклеили ими весь дом и переделали заставку экрана компьютера —теперь оттуда смотрит веселая рыжая морда. Ждут и тоскуют. Ничего, скоро рыжие приедут, станет им (ох, и мне тоже!) не до компьютера и не до тоски — работать надо будет, в тренинг вводить... Вперед, к олимпийским медалям!»

 
horsefarmeДата: Среда, 28.01.2009, 22:48 | Сообщение # 7
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1812
Репутация: 9
Статус: Offline
Награды Пол года на сайте За администраторский труд

Здорово!
Такая замечательная порода, которую грех оставлять на заднем плане.




Админ должен все знать.
 
horsefarmeДата: Пятница, 06.03.2009, 23:18 | Сообщение # 8
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1812
Репутация: 9
Статус: Offline
Награды Пол года на сайте За администраторский труд


Замечательные фотоснимки сделаны профессиональным фотографом лошадей Натальей Костиковой с ее сайта horsephoto.ru



Админ должен все знать.
 
PhoenixДата: Суббота, 07.03.2009, 02:15 | Сообщение # 9
Мастер-класс
Группа: Проверенные
Сообщений: 310
Репутация: 8
Статус: Offline
Награды

Очень активный участник
И в правду они золото!)))





ЖИЗНЬ ДЕРЖИСЬ!!!!!!
"Когда наездник падает духом, его конь не может скакать."
 
ОльгияДата: Суббота, 14.03.2009, 17:57 | Сообщение # 10
Профи
Группа: Друзья
Сообщений: 138
Репутация: 3
Статус: Offline
Награды

Очень активный участник Респект!
ПРИБОЙ. Ялта.
 
horsefarmeДата: Суббота, 14.03.2009, 18:09 | Сообщение # 11
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1812
Репутация: 9
Статус: Offline
Награды Пол года на сайте За администраторский труд

Боська biggrin


Админ должен все знать.
 
ОльгияДата: Суббота, 14.03.2009, 21:52 | Сообщение # 12
Профи
Группа: Друзья
Сообщений: 138
Репутация: 3
Статус: Offline
Награды

Очень активный участник Респект!
ПРИНЦ СТЕПЕЙ

В истории развития цивилизации лошади занимают особое место. Многие века без них были немыслимы ни войны, ни хлебопашество. Благодаря лошади путешественники открывали мир, а коммерсанты перевозили грузы. Для разных целей было создано много великолепных пород лошадей. В XX веке отношения отношения лошади и человека во многом изменились. Лошадь стала равноправным участником спортивных состязаний. Большинство созданных ранее пород нашли свое новое место в спорте.

До наших дней в России сохранились всего две старинные заводские породы лошадей, создание и развитие которых происходило в конных заводах со всеми элементами селекции того исторического периода: донская и орловская рысистая.

В климатических условиях России с длинной снежной зимой и слякотным межсезоньем, с огромными расстояниями между городами рысистые лошади орловской породы находили большое применение. Создатель породы граф Орлов уже 2 века назад проводил бега для выявления рабочих качеств и резвости рысаков.

Основным же назначением верховой лошади в России была армия. Именно для военных походов была создана донская порода. Она берет свои истоки от древних лошадей ногайского (Nogajy) племени и лошадей азиатского происхождения из районов к востоку от Каспийского моря. Табуны жили на свободе на скудных пастбищах берегов Волги и Дона. Эта лошадь славилась своей исключительной выносливостью, способностью переносить равно хорошо и суровую зиму, и жестокую жару южнорусских степей. В XVIII веке появились первые крупные коннозаводчики и первые заводские студбуки. Завозились ахалтекинские, карабахские, арабские и чистокровные английские жеребцы и выпускались в степные маточные табуны. Этот коктейль дал породу исключительную по рабочим качествам и экстерьеру. Лошади этой породы особенно ценились в армии. За пределами родных степей донские лошади прославились как лошадь казаков, в полной мере доказав свою ценность во время преследования войск Наполеона в 1812 году. Казаки на своих донских лошадях дошли до Парижа.

Слава о выносливости донской лошади сделалась общеизвестной.

Испытания на дистанционую выносливость донских лошадей в армии проводились регулярно.

В ноябре 1883 г. 4 офицера и 14 казаков прошли в 20-градусный мороз по глубокому снегу 1128 верст (1241 км.) из Нижнего Новгорода, через Москву, в Петербург всего за 11 дней.

Корнет М.Асеев в 1899 г. проехал из Лубен Полтавской губернии в Париж, на Всемирную выставку, на донских кобылах Влаге и Диане 2457 верст (2633 км.) за 30 дней, делая в среднем по 80 км. в день, а в последнем переходе перед Парижем прошел за день 110 км. В Париже, в момент прибытия туда М. В. Асеева, проходила Всемирная выставка, и русский герой-кавалерист сразу же оказался в центре внимания многочисленных посетителей выставки и представителей прессы. Более 200 журналов поместили статьи с восторженными откликами на этот дальний конный пробег.

В 1946 году донские казаки в пробеге Сальск-Ростов-на-Дону при 40-градусной жаре преодолели 200 км, разделяющие города, за 18 ч. 25 мин.

В 1951 году с целью выявления максимальной выносливости лошадей донской породы был организован пробег. В течение 2-х недель лошади ежедневно проходили по 120 км между двумя конезаводами, и на следующий день в обратном направлении. По истечении 2 недель пробег был прекращен, так как в продолжении его не было уже никакой необходимости: лошади, ежедневно покрывая 120-км. в день от одного конезавода до другого , прекрасно себя чувствовали, сохраняли отличный аппетит и были способны и дальше проходить такое же расстояние.

Другие цифры с испытаний на дистанционную выносливость:
Занос – 309 км. за 19 часов
Брев Бой – 304 км за 19 часов
Сургуч – 300 за 19 часов

В 1995 году донской жеребец Князь Помпей под седлом всемирно известной путешественницы Basha O"Reilly прошел путь 4000 км из степей с берегов Волги до туманной Англии. Ему посвящена книга " Князь Помпей - степной жеребец" ("Count Pompeii - Stallion of the Steppes”).

После периода разрухи в России и забвения этой породы энтузиасты возрождают былую славу породы. Молодые лошади, среди которых потомки того знаменитого Заноса, во всех состязаниях по пробегам занимают не просто призовые места, но часто - весь пьедестал почета.

Для французского пробежного коннозаводства и спорта огромное значение имел Персик - араб, вывезенный с Терского конного завода. Но Россия богата не только превосходными арабскими лошадьми, в России есть национальная порода, о которой мало знают в мире, и которая имеет все шансы выйти на международную арену и прославиться в пробегах.

Основной проблемой породы является малая численность - следствие экономических и политических проблем в России. От некогда огромных табунов, гулявших в степях, уцелели лишь несколько сотен ценнейших маток и жеребцов.

Во Франции создается ассоциация любителей и владельцев лошадей донской породы с целью сохранения породы и ее продвижения в спорт. Лошади, выросшие в бескрайних русских степях, обретут французское гражданство и покажут во всем блеске качества, созданные поколениями казаков и первых русских коннозаводчиков.

Источник: http://www.equestrian.ru/sport/endurance/1816

 
horsefarmeДата: Среда, 25.03.2009, 19:43 | Сообщение # 13
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1812
Репутация: 9
Статус: Offline
Награды Пол года на сайте За администраторский труд

Зимовниковский к.з.


Барин


Газ 2004 года

Источник



Админ должен все знать.
 
horsefarmeДата: Вторник, 21.04.2009, 23:19 | Сообщение # 14
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1812
Репутация: 9
Статус: Offline
Награды Пол года на сайте За администраторский труд

Боксер.
Жеребец. Окрас: светло-рыжий, 1999 года рождения.
№ рег. Д002299
Отец: 1168 Брабонт 40
Мать: 5801 Сибима 82, о.м. 1094 Садом 162



Админ должен все знать.
 
danichДата: Понедельник, 04.02.2019, 13:01 | Сообщение # 15
Новичок
Группа: Пользователи
Сообщений: 15
Репутация: 0
Статус: Offline
Награды

Донские лошади очень красивые и одни с умных лошадей на данный момент, мне очень понравился этот конь https://fermer.blog/bok/zhivotnye/loshadi/porody-loshadey/521-donskaya-loshad.html
 
Форум » В мире спорта » Породы лошадей » Донская порода
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024