Спасибо автору Лауре за предоставленную информацию Вестерном я заболела, начиная с 4-х дневного курса езды в стиле «вестерн» под Суздалем, где мы освоили основы трейла и познакомились с вестерн-амуницией. Тогда-то я и поразилась, насколько удобно и практично ковбойское седло (это было седло, привезенное Светой из Германии, стоило там 600 евро, и было действительно качественным).
Собственно, эта модель и легла потом в основу седла, которое сделал для меня Смит.
Заказывать седло я решила не сразу. Даже напротив, я изначально совсем не хотела заказывать седло российского производства, так сказать (к тому времени я не знала о Смите, а примеры российских ковбойских седел из переделанных строевиков на выставке Ленэкспо и местных конюшнях меня как-то совсем не устраивали).
Решение было такое: надо везти качественное седло из Америки (потому что в Европе при том же качестве цена была гораздо выше). Благо на тот момент мне могли бы привезти седло бесплатно, то есть экономила я значительным образом на доставке. Седла, которые поставлялись в то время нам в Россию из Финляндии, например, не выдерживали (и до сих пор не выдерживают) никакой критики. Во-первых, они все сделаны по одному шаблону, а спины-то у лошадей разные – и нестыковки спины-седла не смягчит никакой пэд (толстый вальтрап под ковбойское седло). Во-вторых, оно очень несбалансированно. Слишком тяжелая «вилка» (передняя лука) буквально будет лежать на позвоночнике лошадей с высокой и узкой холкой (у лошади, на которую мне надо было седло, именно такая холка и была). В-третьих, качество материалов и изготовления (явно не ручного) оставляло желать лучшего. Все это говорило не в пользу подобных седел. Выход был один, заказывать седло в Америке.
И тут я начала собирать информацию о седлах и фирмах-изготовителях. Скажу сразу, в Штатах их уйма. Даже не десять и не двадцать. У всех свои нюансы изготовления седел. Но были и общие моменты, особенно касающиеся материалов (ленчика и самого седла), размеров, способов крепления подпруги и т.д.
Американский рынок буквально завален этими седлами, которые в Америке гораздо в большем ходу, чем в Европе и тем более России. Седла и новые и б/у (которые иной раз стоят дороже, чем новые). Цены тоже разнятся очень сильно. Много дешевых седел сомнительного качества. Нормальное качество наблюдалось по ценам свыше 500 долларов США. А разукрашенные седла самых известных фирм в ценниках переваливали за 1000-2000 и больше.
Поползав по разным сайтам, почитав статьи, я поняла, что будет очень сложно подобрать седло на лошадь без примерки. А у ковбойских седел столько же параметров примерки, сколько и у английских. Наивно думать, что если a priori седло ковбойское удобнее для лошади за счет большей площади соприкосновения (ну как типа строевик – годится на любую лошадь), то любое ковбойское седло подойдет на любую лошадиную спину. Нет, нет и еще раз нет. Неправильно подобрав седло, можно сделать лошади еще хуже! Сбить холку, стереть спину… Подбирать седло нужно долго и тщательно. Важна высота холки и ширина спины лошади. Важен тип седла (смотря каким видом езды в стиле вестерн вы собираетесь заниматься). В конце концов, на разных седлах существуют разные способы крепления подпруги. Важна высота лук, сбалансированность седла, точка крепления стремян к ленчику. Высота рожка – и та может сыграть свою роль (слишком высокий рог будет неудобен, за него все будет цепляться).
Вот я и встала перед вопросом, а как же мне подобрать седло, когда готовое седло в Америке, а я в России (на заказ в Америке я и не думала делать, потому как это уже стоило бы не одну и даже не две тысячи долларов).
Потом я стала спрашивать людей, а заказывал ли кто-то где-то уже ковбойские седла и как они показали себя в использовании.
Оказалось, что очень и очень немногие использовали подобные седла. Но именно таким образом я вышла на Смита. Оказывается, у нас в Приморье есть мастер, который делает такие седла уже 25 лет! Изучал долго способы из изготовки вестерн-седел. Разбирал и чинил сломанные американские седла. За свою работу он тоже брал недешево, однако, как я уже убедилась, хорошее качественное седло не может, в принципе, стоить дешевле 500 долларов. И что было самым главным – он мог сделать седло по мерке, снятой с конкретной лошадиной спины.
Передо мной снова встал выбор: готовое седло из Америки, или седло, сделанное Смитом по мерке с нашей кобылы за те же деньги.
И я решилась сделать седло у Смита. По отзывам его предыдущих клиентов, седла служили хорошо, были удобными и красивыми, и действительно подходили тем лошадям, на которых делались. И по дизайну можно было изгаляться как угодно.
Началось все с продумывания дизайна и снятия мерок со спины лошади. Вот тут пришлось поизвращаться. Задача осложнялась тем, что схему надо было передать Смиту так, чтобы он как бы восстановил спину лошади у себя и делал седло по ней. Были разные мысли, как это сделать. Вплоть до таких идей, как сделать гипсовый слепок спины с холкой и послать по почте. Но до такого не дошло. Я решила сделать каркас из гибкой проволоки повторяющий линию холки и рельеф спины лошади. А потом обрисовать каждую поволоку на бумаге в масштабе, отсканировать, наложить на фото и выслать по электронной почте.
Но легко сказать это и гораздо сложнее сделать. Лошадь же не стоит спокойно, когда ее там трогаешь по холке какой-то мерзкой холодной проволокой, бегаешь вокруг нее, что-то там химичишь. Она может и с ноги на ногу переступать и наклоняться вниз. Поэтому мерить без помощника – это самоубийство. Один человек должен держать лошадь в недоуздке, на ровной поверхности на всех 4-х ногах с поднятой готовой (нельзя давать лошади пастись, например, в процессе измерений. Линия спины-холки будет вообще другая!
Потом, изогнуть проволоку точно по форме спины ровно очень трудно. Тут еще главное, чтобы проволока никуда не смещалась на другой стороне, пока вы изгибаете одну. В общем, занятие это долгое и утомительное. Но здоровье лошадиной спины стоит таких усилий. В результате промеры были сняты и высланы Смиту. Также ему были высланы фотографии со всевозможных ракурсов. Собственно, делая такие промеры, я например, пришла к выводу, что плечи у нашей лошади неравномерно развиты с двух сторон! Сначала я думала, что плохо и криво наложила проволоку на холку. Оказалось, что это не проволока наложена криво, а имеется разница с двух сторон в рельефе мышц и костей. А ведь на глаз и даже на ощупь этого было не видно! Так что иногда и просто померить спину лошади бывает полезным. Явно, что обычное седло на такой холке будет давить на одну сторону гораздо сильнее. Ковбойское же седло по расчетам должно было лежать ниже этого бугорка, за холкой (ковбойские седла вообще никаким местом не должны на ней лежать).
Итак промеры были высланы, мы сделали денежный перевод примерно в половину суммы (все седло стоило 700 долларов) и Смит приступил к изготовлению седла.
Сначала изготавливался деревянный ленчик. Это, можно сказать, самая главная часть седла и очень важно, чтобы он был сделан по спине лошади. Здесь важно положение полок ленчика – которые как раз находятся в контакте с лошадиной спиной. Они должны располагаться под нужным углом (см. рисунок). Если угол будет уже, чем нужно (2), седло будет давить внешними краями ленчика на спину лошади, а не всей плоскостью, как надо. Если же угол будет шире, то ленчик будет давить внутренними краями (3).
Плюс ко всему учитывается высота вилки (так называется изогнутая дугой передняя лука, на которую крепится рожок). Чтобы определить, достаточно ли высок проем, поступают следующим образом: кладут седло на спину без вальтрапа и не застегивают подпругу. Если между спиной и вилкой спокойно пролезают 4 сложенные вместе в один ряд пальца – то седло лежит хорошо. Если нет, то такая вилка может при езде сбить холку. В положении с затянутыми подпругами в проем должно спокойно входить 2 сложенных пальца.
Вот ведь сколько тонкостей. И всё это пришлось учитывать, когда мы заказывали седло Смиту.
В основу лег дизайн немецкого седла, простого и практичного без излишеств. Плюс я специально попросила увеличить проем из-за нашей высокой холки. И действительно получилось, что седло идеально легло на спину лошади, равномерно распределяя вес по всей ширине полок. Оно нигде не касалось позвоночника (был виден четкий просвет, если смотреть на седло на спине спереди или сзади), оно не касалось холки. Оно не раскачивалось и никуда не сползало. Под это седло мне специально привезли из Америки пэд – плотный коврик под седло, с верхней линией, повторяющей линию холки. И он как раз очень хорошо ложился на нашу высокую холку. Прямой пэд топорщился бы и создавал ненужные складки. Но если на подобные складки на тоненьких вальтрапах обычно забивают и седлают на них всё равно, то тут это было бы просто нереально, наверное. Но в идеале на таком коврике нельзя ездить всю жизнь, пэды тоже надо регулярно менять, как и вальтрапы. Они пачкаются, мех сваливается, они могут потерять форму и кто знает, что еще. Хотя хороший коврик из хороших материалов должен служить долго.
Итак у нас теперь было седло и был пэд.
Подпругу мы заказали к седлу веревочную, традиционную ковбойскую. Чем она хороша, так тем, что каждая веревочка в ее составе, это все-таки отдельная веревочка. И кожа под ними, как я считаю, дышит больше и потеет меньше, и натяжение в них разнится, а значит и шансов заподпружить лошадь меньше. Однако все же от них могут быть потертости на коже лошади из-за трения. Поэтому для комплекта я также купила еще и гелевую подпругу. Она была помимо прочего хороша еще также тем, что легко очищалась от шерсти и грязи, и пряжки на ней (у ковбойских подпруг не по две застежки на концах, а по одной большой полукруглой) лежали не на шкуре лошади, а на гелевой же подкладке. То есть нечем было защемить кожу лошади в принципе. Плюс она также пружинила и амортизировала за счет геля и была вообще очень удобна в обращении.
В комплект с седлом также входило оголовье, подперсье и задняя подпруга.
Оголовье я заказала тоже в стиле вестерн, на два уха. У ковбоев вообще логика в этом плане проста: чем меньше ремешков на голове лошади, тем легче и проще навевать уздечку и снимать ее. Да и лошади удобнее. Поэтому и распространены там уздечки, которые состоят из одного ремешка, идущего вокруг головы и маленького полукруга вокруг уха. И все. Никаких капсулей, никаких налобных ремней, никаких подбородных ремней. Все просто и удобно. И главное – никуда ничего и не съезжает, как показала практика!
Так вот у нас был эксклюзив – уздечка на два уха, т.е. с двумя ремешочками вокруг ушей. Смит красиво ее отделал фирменными косичками и пряжками. Повод на уздечке был раздельным.
Нагрудник и задняя подпруга были выполнены в том же стиле, что и всё остальное. Вместе смотрелось очень красиво, а главное, было удобно и практично и сделано на конкретную лошадь.
Если бы я все же заказывала комплект в Америке, у меня был бы маленький процент, что он бы полностью и так же точно подошел на нашу лошадь. А тут получился идеальный вариант. Какой угодно дизайн и седло по меркам на конкретную лошадь, о чем мы только и могли мечтать.
Ссылка на заказ - Снаряжение вестерн по заказам