Русская верховая: название обязывает... В 1979 году, ровно четверть века назад, в Старожиловском конном заводе Рязанской области была начата работа по возрождению русской верховой породы – старейшей из отечественных заводских пород верхового назначения. Сегодня за этими лошадьми – строки в первой десятке российских спортивных рейтингов. Итак, с чем встречают юбилей нынешние потомки Яшмы и Ашонка?
По документам об апробации русская верховая – самая молодая из отечественных заводских пород, лет десять-пятнадцать назад ее название еще звучало довольно экзотично, и далеко не всякий «рядовой» конник имел о ней представление. На деле же у этой породы более чем двухвековая история, начинающаяся еще в подмосковном конном заводе графа Орлова-Чесменского в селе Остров. Его многолетний труд, продолженный в Хреновском конном заводе, увенчался великолепным успехом: орловская верховая лошадь соответствовала всем тогдашним требованиям. В ней в оптимальном соотношении соединялась кровь лучших верховых пород того времени: чистокровной английской и арабской, азиатских аргамаков и европейских «королей манежа» – фредериксборгов, «испанцев», липпицанов. Более четверти века ушло на различные варианты скрещиваний, поиски сочетаний кровей и целенаправленный отбор помесей, прежде чем новая порода сформировалась.
Залогом успеха в этой работе были постоянные испытания молодняка в манежной езде и отбор в производящий состав только лошадей с отличными движениями, доброезжих, энергичных и правильных по экстерьеру. Профессор В.О.Витт в своей классической монографии «Из истории русского коннозаводства» так характеризовал методы работы графа Орлова с лошадьми верхового отделения: «Хреновской завод не только не приносил всего в жертву росту, но и не поступался в пользу роста решительно ничем, ни одной чертой экстерьера, ни характером, ни качествами движений лошади, ни какими-либо из ценных и многообразных ее способностей». Рост орловских верховых лошадей не превышал 160 см; впрочем, лошади европейских полукровных пород тогда тоже были несколько мельче, чем сегодня. Гармоничные, даже изысканные формы верховых орловцев хорошо передают портреты лучших жеребцов – Ашонка, Яшмы I, Яшмы II. А ведь это был первый в истории отечественного коннозаводства опыт целенаправленного создания культурных конских пород. Орловские верховые лошади получили в XIX веке международное признание: жеребцы Франт, Факел и Фазан, выставленные в 1867 году на Всемирной выставке в Париже, получили высшие награды. Однако, в отличие от орловского рысака, орловскую верховую породу ждала непростая судьба.
В начале XIX века в селе Вороново Московской губернии организовал конный завод и начал создавать свою породу граф Ф.В.Ростопчин. Позднее он, следуя примеру Орлова, перенес свой завод в село Анна в воронежских степях. У графа Ростопчина в скрещиваниях использовались в основном арабские жеребцы и чистокровные верховые кобылы. Он был приверженцем скачек, и практически все его лошади проходили скаковой тренинг и испытания. В блесткости экстерьера ростопчинские лошади уступали орловским, но их отличали крепкая конституция, высокая резвость и выносливость.
В 1845 году и Хреновской конный завод, и Анненский, бывший в то время в собственности В.П.Воейкова, были проданы в казну. Ростопчинские лошади были переведены в Хреновое; поначалу две породы велись отдельно, но затем, в силу близости их типа и назначения, ростопчинских кобыл стали подбирать к орловским жеребцам. Постепенно две породы слились в одну, получившую название орлово-ростопчинская. В 1883 году эти лошади были переведены из Хреновского конного завода в Лимаревский, разводили их и некоторые частные конные заводы. Крупные, нарядные и одновременно достаточно резвые и выносливые, орлово-ростопчинцы считались лучшими лошадьми под офицерское седло. Для них были характерны темные масти и особый «восточный» рисунок экстерьера, унаследованный от лошадей графа Орлова. Орлово-ростопчинцы использовались как улучшатели в донском коневодстве, оставили они свой след и в стрелецкой, и в кустанайской породах. Эти лошади высоко ценились не только в России: они получали премии на международных выставках в Чикаго, Париже, Лондоне. Однако за громкой славой последовали забвение и почти полное исчезновение...
Добавлено (11.03.2009, 00:29)
---------------------------------------------