Происхождение: Литва
Масть: рыжая, гнедая
Высота в холке: 1,52 - 1,62 м
Использование: тяжелая упряжка
Экстерьер: мощно развитые костяк и мускулатура, широкуая и глубокяа грудь, широкий раздвоенный круп, короткие конечности. Масса около 700 кг
История: Литовский тяжеловоз был селекционирован с целю получения рабочей лошади для сельского хозяйства путем скрещивания грубого местной породы лошадей со скандинавскими породами - финский и шведский арден. В результате был получен массивный, сильный, крепкий, неприхотливый тяжеловоз. Как самостоятельная порода утверждена в 1963 г.
Потребность в крупной рабочей лошади в Литве возникла во второй половине XIX в. в связи с развитием промышленности, транспорта и интенсификацией земледелия. В период 1925 — 1963 гг. в Литве в результате поглотительного и воспроизводительного скрещивания жмудских лошадей с арденами шведского происхождения, русскими и советскими тяжеловозами были получены крупные массивные, сухие и подвижные лошади, отвечающие требованиям сельского хозяйства. В дальнейшем помесей желательного типа, в основном второго и третьего поколений, разводили «в себе».
Литовская упряжная лошадь представляет собой тип тяжеловозов средней массивности, среднего роста, отличающихся крепкой конституцией, хорошо развитой мускулатурой, широкой спиной и поясницей, глубокой грудью, широким и раздвоенным крупом, короткими конечностями. Масти рыжая и гнедая. Из экстерьерных недостатков встречаются мягкость спины, косолапость, саблистость и иксообразная постановка задних конечностей. Лошадям присущи крепкое здоровье, скороспелость, плодовитость и долголетие. Литовских тяжеловозов экспортировали как мясных животных. Племенная работа с породой ведется методом чистопородного разведения по линиям.
Литовская тяжелоупряжная порода в качестве самостоятельной утверждена в 1963 г. Наибольший вклад в селекционный процесс внесли ученые и специалисты К. Вашкялис, Б. Пуйдокас, В. Бараускас, Б. Глабис, Б. Наткявичус, П. Пакштис и А. Банис.
При выведении литовской тяжелоупряжной лошади применено сложное скрещивание (поглотительное и воспроизводительное) местных жмудских лошадей с производителями тяжеловозных пород, преимущественно со шведскими орденами. При отборе на племя предпочитали лошадей с хорошими движениями, сильных и выносливых на сельскохозяйственных работах, неприхотливых к кормам и условиям пастбищного содержания. Важную роль в совершенствовании местного поголовья сыграли Нямунская, Жагарская, Гудавская и Вильнюсская государственные заводские конюшни, а также Кедайняйский и Таурагский племенные рассадники.
Лошади литовской тяжелоупряжной породы мощного сложения: у них крупная голова; мускулистая короткая шея; средняя по высоте и длине холка; широкая, ровная, часто с уложенной к холке спина; крепкая поясница; нередко вздернутый, свислый круп; отлично развитая грудная клетка. Конечности у лошадей крепкие, правильно поставленные, умеренно оброслые. Мускулатура развита хорошо; темперамент уравновешенный, спокойный, Промеры жеребцов-производителей, записанных в IV том Государственной книги, следующие. см: высота в холке - 157,2, коля длина туловища 164,2. обхват груди - 199,2, обхват пясти - 24,0; живая масса - 700 кг. Промеры кобыл соответственно 153,7 - 162,4- 191,9 - 22,5; живая масса - 646 кг. Основные масти - рыжая, часто со светлой челкой, гривой и хвостом; бурая, гнедая и рыже-чалая.
Рабочие качества лошадей очень высокие. Наиболее развит шаговый аллюр. Так, жеребец Арас в возрасте 9 лет на специальных испытаниях провез шагом повозку с грузом массой 4,5 т на расстояние 2 км за 13 мин 20 с. Литовские тяжеловозы отличаются крепким здоровьем и долголетием. Многие из них сохраняют воспроизводительные способности до 20 лет и старше. Кобылы молочны, хорошо выкармливают жеребят.
Литовских тяжеловозов широко используют как улучшателей местного конского поголовья во многих областях Российской федерации, на Украине и в Белоруссии. В Алтайском крае они являются селекционным материалом при выведении новой породы лошадей мясомолочного направления продуктивности.